Нет, нет - наш путь иной... И дик, и страшен вам, Чернильных жарких битв копеечным бойцам, Подъятый факел Немезиды; Вам низость по душе, вам смех cтрашнее зла Вы сердцем любите лишь лай из-за угла Да бой петуший за обиды! И где же вам любить, и где же вам страдать Страданием любви распятого за братий? И где же вам чело бестрепетно подъять Пред взмахом топора общественных понятий? Нет, нет — наш путь иной, и крест не вам нести: Тяжел, не по плечам, и вы на полпути Сробеете пред общим криком, Зане на трапезе божественной любви Вы не причастники, не ратоборцы вы О благородном и великом. И жребий жалкий ваш, до пошлости смешной, Пророки ваши вам воспели... За сплетни праздные, за эгоизм больной, В скотском бесстрастии и с гордостью немой, Без сожаления и цели, Безумно погибать и завещать друзьям Всю пустоту души и весь печальный хлам Пустых и детских грез, да шаткое безверье; Иль целый век звонить досужим языком О чуждом вовсе вам великом и святом С богохуленьем лицемерья!.. Нет, нет - наш путь иной! Вы не видали их, Египта древнего живущих изваяний, С очами тихими, недвижных и немых, С челом, сияющим от царственных венчаний. Вы не видали их,— в недвижных их чертах Вы жизни страшных тайн бесстрашного сознанья С надеждой не прочли: им книга упованья По воле вечного начертана в звездах. Но вы не зрели их, не видели меж нами И теми сфинксами таинственную связь... Иль, если б видели,— нечистыми руками С подножий совлекли б, чтоб уравнять их с вами, В демагогическую грязь!
22 мая 1845 (Аполлон Григорьев)
КОЛЫБЕЛЬ КУЛЬТУРЫ НОВОЙ
Вот подожите - Россия воспрянет, Снова воспрянет и на ноги встанет, Впредь её Запад уже не обманет Цивилизацией дутой своей...
Встанет Россия, да, встанет Россия, Очи раскроет свои голубые, Речи начнёт говорить огневые, - Мир преклонится тогда перед ней!
Встанет Россия - все споры рассудит... Встанет Россия - народности сгрудит... И уж у Запада больше не будет Брать от негодной культуры росток.
А вдохновенно и религиозно, Пламенно веря и мысля серьёзно, В недрах своих непреложностью грозный Станет выращивать новый цветок...
Время настанет -Россия воспрянет, Правда воспрянет, неправда отстанет, Мир ей восторженно славу возгрянет, - Родина Солнца - Восток!
Игорь Северянин, 1923.
Когда от хмелю преступлений Толпа развратная буйна И рад влачить в пыли злой гений Мужей великих имена, -
Мои сгибаются колени И голова преклонена: Зову властительные тени И их читаю письмена.
В тиши таинственного храма Учусь сквозь волны фимиама Словам наставников внимать
И, забывая гул народный, Объятый думой благородной, Могучим вздохом их дышать.
Фет
В мире всё от красоты, От велика и до мала, И напрасно хочешь ты Отыскать её начало.
Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, - человечно.
Фет.
Ну и, под конец, всё-таки вот это:
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Я не к «союзникам» свое направлю слово Победоносное, как все мои слова, Не реставрации я требую былого, — Я, в Небо верящий, Его жду торжества.
Для вас союзники — романские державы И англосакские, Иные — для меня. Враги — все темные, чьи чувства зло-шершавы, Друзья — все светлые, кто светозарней дня.
Не чернодушных, белотелых генералов, Не интервенцию зову на помощь я, И не дождется от поэта мадригалов Мир, согрешающий стеня и трепеща.
Не бичевать хочу народ родной мой росский, В его правителей пращи я не мечу. Кто с лаской тихою помыслил о березке, За здравье родины затеплил тот свечу.
И столько ясности в уме, и столько грусти В душе, что, с верой осенив себя крестом, Я к человечеству взываю из запустья: — Внемлите: борется Антихрист со Христом!
Они не в личностях, не в двух отдельных людях: Весь мир раздвоился, — неравных части две. Пора забыть об обвиняемых, о судьях, Пора глаза поднять к надземной синеве!
Не только родина, — вселенная погрязла В корыстолюбии и всех земных грехах, Не только Русь антихристическая язва Постигла всем другим краям на смертный страх.
Пристрастно веровать, что «белое» есть бело, Что красно — «красное», что «черное» — черно: Не только «белая» рука от зверств робела, Не только «красная» из мести жгла зерно.
Ведь зло вселяется не только в хулигана, Но зачастую и в особу короля. Не только Русь одна, — весь мир живет погано, И тяготится человечеством земля.
Грехом Антихриста всемирье одержимо… Как богохульствуют похабные уста! Под смрадным хаосом вселенского режима Кто исповедует в душе своей Христа?
Их мало — благостных, невинных и блаженных, Природу любящих, незлобивых душой, Религиозных и, как солнце, вдохновенных, — Их мало, избранных, а мир такой большой!..
Христос в младенчестве, Антихрист — в зрелой силе: Борьба неравная, но в ней растет Христос. Устройте жизнь свою по образу идиллий! Стремитесь, светлые, чтоб в душах он возрос!
Остановите же скорей кровопролитье И перековывайте меч на мирный плуг, Иначе страшные готовятся событья, Иначе Дьяволу сомкнуть удастся круг!
Культура новая заменит пусть гнилую, Сознанье космоса — не кепка апаша… С благословением я пажити целую! Долой бездушное! Да здравствует Душа!